воскресенье, 1 марта 2015 г.

Прямиком из детства


Майский полдень. Тягучий, напоенный запахом цветущих яблонь. Приглушенное солнце, играющее в листьях и ослепительно синее небо, подернутое набегающими барашками облаков. Мне 16 лет, еще пара дней и исполнится 17, тот возраст, когда жизнь кажется трепетной и ускользающей бабочкой, когда каждый день – открытие, каждый шаг – приключение. Экзамены совсем скоро, «на носу», как настойчиво увещевала мама, но как в такие непередаваемо прекрасные дни можно заниматься науками? К экзаменам я готовилась на даче ("усадьба", как было принято называть в нашей семье), что находилась неподалеку, стоило лишь перейти дорогу наискосок от нашего трехэтажного дома. Там, под старыми яблонями, за которыми с трепетом ухаживала прежняя старенькая хозяйка, стоял небольшой деревянный стол и наскоро сколоченный колченогий табурет. Яблони были очень старыми, всякий раз в непогоду они поскрипывали своими узловатыми ветками на ветру, но каждую весну они настолько обильно цвели, что среди белых розеток соцветий было сложно заметить молодую зеленую листву. Именно там, под яблонями, было хорошо мечтать, готовиться к экзаменам и читать книги, «свои», как я их называла, подразумевая, что это та литература, которая не вошла в обязательный школьный список. В один из таких дней, я собрала учебники, тетрадки, бутерброды и положила «Записки институтки» - небольшую книжицу в коричневом переплете. 



Накануне мама посоветовала ее прочесть, и я, уставшая от недельной зубрежки предметов, вынесенных на экзамены, взяла ее с собой в надежде отвлечься. Разве могла я предположить, что в этот день до скучных учебников дело так и не дойдет, а весь день в тени цветущих яблонь, я проведу за чтением этой удивительной книги.
Автор «Записок институтки» Лидия Чарская, человек со сложной судьбой, но удивительно нежным и трепетным сердцем. А сама книга – не что иное, как описание жизни воспитанниц Павловского института благородных девиц, выпускницей которого была и сама автор. Сложно описать, сколько чистоты и доброты содержится под этой неприметной коричневой обложкой. Стоит ли говорить, что не одно поколение благородных девиц дореволюционной России выросло на незатейливых, казалось бы, книгах Лидии Чарской. У книг Чарской очень сложная творческая судьба – во время революции они изымались из всех библиотек страны, новые произведения автора не печатались из-за правительственного запрета, а для девочки было самым обидным оскорблением сравнение с «институткой из книг Чарской». А все потому, что в книгах были невероятно точные и откровенные описания царской семьи, уроков богословия, образа жизни дворянских детей, отданных на воспитание в институт. И обо всем этом рассказано просто, честно и невероятно правдиво. Девочки-институтки настолько настоящие и непосредственные, что им сочувствуешь, сопереживаешь, и что уж говорить, хочется им подражать, особенно главной героине – Люде Влассовской…



«Записки институтки» я перечитываю, когда устаю от внешнего мира, от настоящего, от нечестных людей и неправильных событий, когда необходимо поверить в себя и в то, что я делаю. Тогда мне на помощь приходит маленькая Люда Влассовская и гордая Нина Джаваха, тогда я понимаю, что нельзя терять веру в главное и нужно идти дальше. Эта книга занимает особое место на моей книжной полке, иногда я достаю ее, листаю страницы и рассматриваю душевные иллюстрации Сударушкина, перечитываю почти наизусть заученные строчки, и тогда несправедливости становится меньше, и появляются силы. А еще я знаю, что мы будем читать с моей дочерью (я верю, что когда-нибудь у меня родится именно дочь! ), когда она подрастет. 



P.S. Если кто-то заинтересовался творчеством Л. Чарской, как впрочем, и другой дореволюционной литературой для детей, советую посетить случайно найденное мною сообщество, посвященное творчеству Лидии Алексеевны (ссылка).      

10 комментариев:

  1. Анечка, спасибо за ссылку! Я тоже всегда любила читать "свои" книги, не по программе.
    P.S. Так приятно, что мы обе майские))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, на здоровье :) В этом сообществе, найденном мной случайно, очень много интересной информации о детской литературе и особенно о книгах Чарской. Жаль, что до сих пор не снят фильм по ее "Запискам институтки" (что касается сериала, то это лишь недостойная пародия) Кстати, в дореволюционной версии книга носила название "Павловские затворницы".
      Про книжки не по программе - я читала все литературу, указанную в списке, что в школе, что в институте нам выдавали длиннющие списки на лето, может быть из-за этого чтение "своих" книг казалось таким притягательным и желанным))
      А у вас когда день рождения? Каждый раз я бесконечно счастлива, что мой день рождения в мае))

      Удалить
    2. я родилась 25 числа) в школе про мой день рождения никто не вспоминал, потому что всегда совпадало с последним звонком))

      Удалить
  2. Очарована Чарской! "Записки институтки" перечитывала относительно недавно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аля, а еще что-нибудь читала? Я как-то так прикипела к "запискам", что не могу взяться и прочитать что-то еще...Знаю, что многие хвалят "Сибирочку" (даже фильм снят по книге), автобиографическую повесть "За что?"...Но не могу настроиться на что-то новое. Кажется, что лучше "записок" ничего нет :)

      Удалить
    2. "Сибирочку" читала давненько. Нужно освежить в памяти или фильм найти:) Я помню, что мне все понравилось. Аня, вроде бы еще "Княжна Джаваха". Надеюсь, правильно написала.

      Удалить
    3. "Княжну Джаваха" не читала, но знаю, что есть такая книга. Все же тема Нины так или иначе нашла много отголосков в товрчестве Чарской. Интересно, что причтении не возникает сомнений, что такая воспитанница действительно была. Где-то я читала, что Марина Цветаева будучи девочкой настолько впечатлилась книгой, что не только написала стихотворение памяти Нины, но и искала ее могилу в Новожевичьем монастыре.
      "Сибирочку" я в электронном виде нашла, думаю прочту. И фильм нужно посмотреть, я отрывки видела.

      Удалить
  3. Большое спасибо, теперь обязательно прочитаю! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уверена, что впечатления от книги останутся самые теплые! И сама книга войдет в число любимых, тех самых, которые хочется перечитывать :)

      Удалить
  4. Ирочка, спасибо большое! Спасибо, милая! Ира, мне кажется, что ты вполне с дочерью вместе можешь прочитать "записки". У нее сейчас такой возраст, который описан в первой книге. В "записаках" три части: 1. "Записки институтки" (про Люду Влассовскую, институтку самого младшего, 7 класса), 2. "Люда Влассовская" (про обучение в последнем, выпускном классе Людмилы Влассовской), 3. "Под небом Кавказа" (действие разворачивается на Кавказе, в родовом имении князя Джаваха, отца Нины, подруги Людмилы). Все три части интересные, но особенно мне нравятся первые две части, где описывается жизнь воспитанниц. Знаешь, это словно другой мир, неведомый и удивительный.

    ОтветитьУдалить