воскресенье, 20 июля 2014 г.

Далекая и близкая сказка…

Я продолжаю детскую тему, которую затронула в предыдущем посте. В это раз мне хочется рассказать об одном авторе, вернее об одной книге, которая оставила след в моем детском сознании, серьезно повлияла на восприятие мира. Начну с предыстории.

Со школьных лет я пристрастилась к чтению. Дома у нас была хорошая библиотека, которую собирал отец. У него была затейливая именная печать, как сейчас помню изогнутые контуры и надпись, которая в детстве казалась мне едва ли не магической: «Из книг Муранова С.Н.». Родители выписывали журналы, газеты, покупали много книг, обычно целыми сериями: Библиотека приключений, собрание сочинений Льва Толстого и Марка Твена, Чехова и Куприна…

Потом времена изменились, разные события произошли в жизни страны, в судьбе моей и моих родителей. Библиотека осталась, но она перестала пополняться. Я уже училась в седьмом, наверное, классе, когда открыла для себя аналог «Роман-газеты», которую раньше выписывали в нашей семье, - «Школьную роман-газету». Издание появлялось в нашей детской библиотеке, где я была завсегдатаем. Каждые два месяца я ждала новый выпуск, сломя голову бежала в библиотеку после уроков, чтобы самой первой узнать, какое произведение вышло на страницах любимого издания. Сколько чудесных произведений мировой классики я тогда для себя открыла! Это и «Маленький принц» Экзюпери, и «Овод» Войнич, и «Над пропастью во ржи» Сэлинджера и «Последний поклон» Астафьева, о котором я и собираюсь рассказать.


Потом руководство библиотеки отказалось от этого журнала, видимо, из-за его высокой стоимости. Но даже тогда я нашла выход: тайно от мамы (я знала, что она этого не одобрит) я копила деньги с обедов и покупала уцененные и просроченные выпуски в Роспечати и читала, читала запоем. Тогда мне и попался один из выпусков, где был напечатан «Последний поклон» Виктора Астафьева.

Это не книга, а поэма о детстве. Пронзительно честная, написанная ярким и сочным деревенским языком. Горести и радости, открытия и постижение мира, вплетенные в рассказ о самом главном – взрослении человека. Удивителен язык этой книги, он не может оставить равнодушным! Мне, как человеку, родившемуся и выросшему в Сибири, знакомы многие слова и речевые обороты. Живой и очень образный язык, который, к сожалению, постепенно исчезает, потому что его вытесняют заимствованные слова, да и его носители постепенно и безвозвратно от нас уходят… 


В «Последнем поклоне» много доброты, много красоты окружающего мира, много мудрости людей прошлых поколений. Есть моменты, которые заставляют в душе шевелиться что-то глубинное и потаенное, заставляют плакать и понимать, что именно такие книги воспитывают в нас что-то настоящее и стоящее.

Каждая строчка из этой книги меня уносит в детство, заставляет пережить давние, но такие дорогие сердцу моменты. Особенно мне знакомо трепетное отношение автора к его бабушке, ведь и моя родная, замечательная бабуля обладает такой же неисчерпаемой мудростью и всепобеждающей любовью.



Рекомендую прочесть всем, кому не хватает тепла, и кто хочет вновь ощутить себя ребенком. С каждой страницей все внутри наполняется непередаваемым…и горькое детство дарит свет…

2 комментария:

  1. надо будет познакомиться, последнее время мне не хватает спокойствия, стабильности, все кружится вокруг меня в быстром темпе, с внутренним ощущением никак не согласуется. Внутри какое-то ощущение замершего мира, созерцания, неподвижности, а внешнее все просто-таки летит

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирочка, я очень тебя понимаю, у меня такое тоже случается и даже чаще, чем хотелось бы. Может быть поэтому я и ищу все самое главное в литературе и в окружающей жизни...

      Удалить