Привет, друзья, сразу оговорюсь, этот материал я писала для одного интернет-проекта, которым занимаюсь в последнее время. Я подумала, что многим моим читателям будет интересно узнать об этом уникальном человеке. Предупреждаю, много букв, но я старалась подать текст не усложненным литературным слогом. Что получилось – судить вам. Итак, моя землячка, уроженка села Ельцовка Алтайского края, ставшая впоследствии известной актрисой Екатерина Федоровна Савинова (26 декабря 1926 года - 25 апреля 1970 года).
Катя-Катеринка
Катя Савинова была мечтательницей. Всегда. Так о ней и говорят люди, знавшие ее лично. Да и шутка ли – смешная девчонка из забытого богом алтайского села мечтала стать артисткой. Семья Савиновых была небогатой. На Алтай предки Савиновых перебрались из Пензенской губернии ― на свободные земли. Так и обосновались в небольшом селе на берегу неспешного Чумыша. На любом деревенском празднике Катя всегда в первых рядах – удивляла своей бойкостью и актерскими задатками. Сложно определить от кого из родителей она унаследовала уникальный, в 3,5 октавы, голос. Она пела в школьном хоре, играла в драматическом кружке. А прохладными летними вечерами любила глядеть в звездное небо – а вдруг исполнится желание, загаданное на падающую звезду? Так и лежала она на койке, что стояла в ограде под старой яблоней, и мечтала, загадывала и верила, что все ее чаянья непременно сбудутся. Кто знает, как сложилась бы жизнь деревенской чудачки, если бы не решение, перевернувшее всю ее жизнь. Катя была упорна и не отступала от цели – Москва тогда еще не ведала, что совсем скоро на суматошном перроне с валенками наперевес она приедет «учиться на артистку».
«На артистку»
Но, так случилось, что столица не сразу приняла провинциалку. Катя опоздала на вступительные экзамены в театральные вузы, поэтому пошла учиться в землеустроительный институт. Через полгода судьба, казалось бы, улыбнулась ей. Савинова поступила во ВГИК в зимний набор на курс Василия Ванина. Она была зачислена в мастерскую Сергея Герасимова. Но радость была обманчива. После первого семестра ее отчисляют. Это все равно, что приговор. Одному богу известно, почему Ванин посчитал, что Катя ― актриса театра, а в кино у нее нет никакой перспективы.
Но дар либо есть, либо его нет, и хорошо бы к нему иметь характер. А он у Савиновой, без сомнения, был. Подавив в себе обиду, она пробует вновь свои силы. На этот раз Катерина постигает актерское ремесло в мастерской Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Это было тяжелое испытание, ведь набор был огромный – почти 3 тысячи человек! Надо сказать, что много позже выяснилось – чаяния педагогов были не напрасны. В тот набор действительно попали редкие таланты - Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова, Евгений Ташков. Настойчивости и выдержки новой студентке не занимать, она поражала своей работоспособностью и желанием учиться. Вместе с тем, Катя, была настолько непосредственна, что сокурсники иногда подшучивали над ней, но необидно, по-свойски: «Катя, позвони, узнай, сколько времени». Она набирала номер, слушала автоответчик и говорила: «Что же это такое! Бросают трубку! Не успеваю сказать «спасибо», - удивлялась она.
Она впечатляла своей игрой, даже маститые актеры запоминали ее. Актер и режиссер Алексей Дикий, однажды увидел Савинову на репетиции. Во МХАТ он вернулся в приподнятом настроении и сказал актерам: «Товарищи дорогие, сходите, пожалуйста, в Театр киноактера и посмотрите «Бедность - не порок», на первую гостью - это явление. Катя Савинова - это явление в искусстве. Я такого, пожалуй, не видел». Кате тогда едва исполнилось 23 года.
Неугодная
Молодая и талантливая она неизменно привлекала внимание. Неудивительно, что ее заметил сам Иван Пырьев. В те годы он был знаковой фигурой в кинематографе – шутка ли обладатель пяти сталинских премий. Ни до ни после его никто не удостаивался такой почести. Пырьев заинтересовался бойкой студенткой. В картине «Кубанские казаки» она получает роль.
Но интерес оказался не столько рабочим, сколько личным. Говорят, строптивая Катерина не ответила ему взаимностью, а потому попала в немилость. С того момента дорога в кино ей, считай, заказана. Не окончательно, но больших ролей, отвечающих ее таланту, Савиновой не видать. Тогда почти открыто говорили о «черном списке» Пырьева. Как могло случиться, что ее работоспособность, талант и обаяние разом стали не нужны. Тогда в ее жизни случилось еще одно событие – однокурсник Евгений Ташков открылся ей в своих чувствах.
Но все произошло задолго до этого, когда он влюбился в свою будущую супругу с …первого звука. «...Когда я приехал в Москву, оказалось, что свободных мест в мужском общежитии нет. И меня поселили до утра в женском. Я быстро разделся и лег, повернувшись к стене. Вскоре пришли девчата - им уже сообщили, что я буду спать в их комнате. А потом вошла еще одна девушка с приятным голосом, и голос был настолько красивым, что мне захотелось повернуться и посмотреть на нее. Но я не посмел и только утром познакомился с Катей», - много позже вспоминал режиссер.
Но все произошло задолго до этого, когда он влюбился в свою будущую супругу с …первого звука. «...Когда я приехал в Москву, оказалось, что свободных мест в мужском общежитии нет. И меня поселили до утра в женском. Я быстро разделся и лег, повернувшись к стене. Вскоре пришли девчата - им уже сообщили, что я буду спать в их комнате. А потом вошла еще одна девушка с приятным голосом, и голос был настолько красивым, что мне захотелось повернуться и посмотреть на нее. Но я не посмел и только утром познакомился с Катей», - много позже вспоминал режиссер.
Замкнутый круг
После окончания института Савинова оказалась в незавидном положении – режиссеры чурались ее, в театре предлагали досадные эпизоды и вовсе старушечьи роли второго плана. А она молодая, красивая и ей было мало, мало работы, мало внимания, мало жизни…Катерина с первого раза поступила в Гнесинский институт на отделение вокала. Ее заметили все – голос был несравненный, живой и очень сильный.
Посыпались предложения - ее звали в Большой театр и на эстраду ― давали оркестр. Но Катерина мечтала о другом…все же всегда она была и оставалась актрисой. 1957 год подарил их семье два замечательных события: Евгений Ташков, уйдя в режиссуру, снял свой первый фильм «Страницы былого», а второе событие для семьи было важнее первого ― родился сын Андрей…В 1959-м вышел второй фильм Ташкова ― «Жажда». А затем Евгений Иванович написал сценарий для Кати. «По Москве идет Фрося Бурлакова с перекинутыми через плечо огромными валенками…». Круг замкнулся. Катерина должна была воплотить в жизнь саму себя.
Приходите завтра
Писав сценарий, Евгений Ташков, в роли Фроси, несомненно, видел только свою жену. Каждая деталь так или иначе перекликалась с судьбой актрисы. Но первоначально худсовет забраковал исполнительницу, предложив на роль Фроси актрису помоложе. На крупных планах, благодаря мужу-оператору, предложенная актриса смотрелась и ярче, и свежей…
Но надо отдать должное, Ташков решительно отказался от рекомендованной сверху претендентки и даже заменил оператора. Много позже фильм стал любимой картиной у многих поколений советских граждан.
«Приходите завтра» начали снимать в 1961-м, а весь следующий год Екатерина Савинова пролежала в больнице – она была уже серьезно больна. Заканчивали картину только в 1963-м. О картине заговорили, через год она получила приз на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде. Но хвалили этот фильм далеко не всегда.
«В наше время нет таких девушек, – уверенно заявлял корреспондент «Магаданской правды». – Школа выпускает в жизнь вполне сознательных, оформившихся и в культурном, и в идейном отношении людей… Фильм явно льет воду не на ту мельницу».
Несмотря на все сопутствующие сложности, фильм имел колоссальный успех. Роль Фроси Бурлаковой была отмечена как лучшая женская роль года. И мало кто знает, что в фильме Катя озвучивала не только главную героиню, но и домработницу.
Но надо отдать должное, Ташков решительно отказался от рекомендованной сверху претендентки и даже заменил оператора. Много позже фильм стал любимой картиной у многих поколений советских граждан.
«Приходите завтра» начали снимать в 1961-м, а весь следующий год Екатерина Савинова пролежала в больнице – она была уже серьезно больна. Заканчивали картину только в 1963-м. О картине заговорили, через год она получила приз на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде. Но хвалили этот фильм далеко не всегда.
«В наше время нет таких девушек, – уверенно заявлял корреспондент «Магаданской правды». – Школа выпускает в жизнь вполне сознательных, оформившихся и в культурном, и в идейном отношении людей… Фильм явно льет воду не на ту мельницу».
Несмотря на все сопутствующие сложности, фильм имел колоссальный успех. Роль Фроси Бурлаковой была отмечена как лучшая женская роль года. И мало кто знает, что в фильме Катя озвучивала не только главную героиню, но и домработницу.
Могла…
Однако пока Катерина напряженно работала над картиной, изнутри ее подтачивала болезнь. По окончании съемок положение оказалось крайне тяжелым. Врачи терялись в догадках, долго не могли поставить точный диагноз. Несколько раз она ложилась в больницу, проходила лечение, но все усилия были напрасны. Положение усугублялось…Наконец врачи определились с диагнозом – бруцеллез. Опасность заболевания заключается, в том, что оно поражает самые слабые системы организма. У Катерины Савиновой осложнение пошло на центральную нервную систему. Из веселой и жизнерадостной сибирячки с легким характером актриса превращалась в душевнобольную женщину.
«Мама заболела бруцеллезом, – рассказывает ее сын Андрей Ташков. – В Одессе на рынке купила молочные продукты, она их очень любила, а это заболевание передается от коров. Была высокая температура, потом – поражение центральной нервной системы. Сначала врачи не поняли, в чем дело, а затем ее стали лечить психотропными препаратами. Я видел, какое колоссальное количество таблеток она глотала за один раз – целую горсть».
Она сыграла еще в четырех фильмах очередные эпизоды, после чего в 1970-м вдруг отправилась к сестре в Новосибирск. С собой она захватила красивое платье и новые туфли. Ее сестра Мария давно не видела Катю такой радостной и веселой – она как будто светилась. Четверо Савиновых – два брата и две сестры, рано потерявшие родителей, – очень любили друг друга и всегда дружили между собой.
В свой последний день, накануне Пасхи, Екатерина Федоровна накрасила яйца, напекла куличей. Вымыв полы дочиста, перевернула стулья вверх ножками и поставила их на стол, как это делают в деревне. Одевшись, сказала, что идет на вокзал встречать подружку из Москвы. И больше не вернулась…Ей было всего 43 года. Разные люди называли потом три места гибели актрисы. Одни говорили, что она бросилась под трамвай на кольце у оперного театра, другие утверждали - под поезд на закрытом ныне железнодорожном перегоне в районе улицы Семьи Шамшиных, третьи уверяли, что это произошло на вокзале «Новосибирск-Главный»...
«Таких ярких и самобытных личностей, как Катя Савинова, в нашем кинематографе было не так уж много, – считает Клара Лучко. – Ее уход – это большая потеря для всех и для кино. Екатерина Федоровна и певицей могла стать такой же талантливой и мощной, какой была актрисой…»
Могла…
«Мама заболела бруцеллезом, – рассказывает ее сын Андрей Ташков. – В Одессе на рынке купила молочные продукты, она их очень любила, а это заболевание передается от коров. Была высокая температура, потом – поражение центральной нервной системы. Сначала врачи не поняли, в чем дело, а затем ее стали лечить психотропными препаратами. Я видел, какое колоссальное количество таблеток она глотала за один раз – целую горсть».
Она сыграла еще в четырех фильмах очередные эпизоды, после чего в 1970-м вдруг отправилась к сестре в Новосибирск. С собой она захватила красивое платье и новые туфли. Ее сестра Мария давно не видела Катю такой радостной и веселой – она как будто светилась. Четверо Савиновых – два брата и две сестры, рано потерявшие родителей, – очень любили друг друга и всегда дружили между собой.
В свой последний день, накануне Пасхи, Екатерина Федоровна накрасила яйца, напекла куличей. Вымыв полы дочиста, перевернула стулья вверх ножками и поставила их на стол, как это делают в деревне. Одевшись, сказала, что идет на вокзал встречать подружку из Москвы. И больше не вернулась…Ей было всего 43 года. Разные люди называли потом три места гибели актрисы. Одни говорили, что она бросилась под трамвай на кольце у оперного театра, другие утверждали - под поезд на закрытом ныне железнодорожном перегоне в районе улицы Семьи Шамшиных, третьи уверяли, что это произошло на вокзале «Новосибирск-Главный»...
«Таких ярких и самобытных личностей, как Катя Савинова, в нашем кинематографе было не так уж много, – считает Клара Лучко. – Ее уход – это большая потеря для всех и для кино. Екатерина Федоровна и певицей могла стать такой же талантливой и мощной, какой была актрисой…»
Могла…
Спасибо, что дочитали до конца)
Спасибо за статью! Очень люблю читать о "тех" актерах, и не люблю о современных... Прекрасная актриса. Жалко, что так рано и как-то глупо ушла. Еще раз спасибо, Анечка!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Света. Она действительно была уникальной. Очень талантливая, эдакий сибирский самородок, жаль, что у нас не ценят таких людей.
ОтветитьУдалитьОчень интересная статья, спасибо))
ОтветитьУдалитьМечтатель - Писатель, спасибо)Для меня очень важно мнение каждого!
ОтветитьУдалитьБлагодарю за такой интересный рассказ!!!! Это действительно яркая и неординарная личность.Рассказ написан интересно и не напрягает,читать легко!
ОтветитьУдалитьАнюта, ты настоящая патриотка (пишешь о своих земляках), что очень радует! Сейчас таких мало, часто стесняются своего провинциального происхождения. Я себя тоже считаю патриоткой, но очень мало знаю о земляках, поэтому с удовольствием читаю твои статьи.
ОтветитьУдалитьАня, напиши мне пожалуйста на svetla_dp@mail.ru свой адрес - хочу тебе новогоднюю открыточку отправить. Правда, не рукодельную - простую, но, надеюсь ты любишь "живые" открытки и письма :)
ОтветитьУдалитьочень пронзительная статья, прочитала на одном дыхании...А фотографии, у меня мурашки...
ОтветитьУдалитьИрина, спасибо) Мне очень интересна история Алтайского края, в том числе, его люди. Это не последняя статья) Сейчас идет работа над созданием отдельного сайта, для которого и я, в том числе, буду писать материалы. Сразу скажу, совершенно некоммерческий проект, для души и саморазвития.
ОтветитьУдалитьСпасибо за статью!
ОтветитьУдалитьспасибо огромное за статью.
ОтветитьУдалитьочень хорошо написано. )))
Маруся, спасибо) Сейчас пишу про уникальную пианистку Веру Лотар-Шевченко, она тоже была связана с нашим регионом. Пишу для себя, это не заказ и упаси Боже не коммерческий проект. Люблю я это дело, люблю людей интересных,интересные судьбы. Думаю, что скоро выложу пост.
Удалить